Топливно-энергетический комплекс
Как подстроится под изменения в энергетическом секторе?
В настоящее время происходит трансформация электроэнергетического комплекса. С одной стороны, бизнесу нужно вовремя предоставлять большие объёмы энергии, с другой — важно снижать собственные издержки.
Цифровизация отрасли уменьшит расходы на производство, не снижая качества обслуживания.
Можно выделить 4 основных вектора развития ТЭК: риск-ориентированное управление и использование систем аналитики, управление умными сетями, повышение качества взаимодействия с потребителем, изменение подхода к управлению персоналом.
Введение риск-ориентированного управления и систем аналитики
Аварию проще предотвратить, чем устранять последствия. Даже своевременное проведение контрольных мероприятий не даёт гарантий предотвращения нештатных ситуаций.

Сейчас в сфере электроэнергетики внедряют риск-ориентированный подход к управлению. На предприятиях запускают продукты, разработанные для оценки возможности аварий на электрооборудовании.

Аналитики создают прогнозные модели существующих энергетических систем. Затем на основе исторических данных и информации, полученной в режиме реального времени с приборов, прогнозируют и визуализируют возможные аварийные ситуации. Программа постоянно сравнивает текущие параметры оборудования с нормальным состоянием. И если она выявит отклонения, «подсказывает» сотрудникам на что в первую очередь обратить внимание. Технические специалисты рассчитывают, к какому результату приведут те или иные действия, нацеленные на устранение неисправности. Исходя из этих данных, они выбирают, каким способом лучше ликвидировать неполадки.

Система предикативной аналитики помогает спланировать графики ремонтов, модернизацию и реконструкцию оборудования.

Сбор данных позволит оптимизировать эксплуатацию и обслуживание электросетей, подготовиться к запуску новых проектов и продуктов.
Умные сети
В нескольких субъектах Российской Федерации запущен пилотный проект «Умные сети». Он включает три основных подсистемы:
  • автоматизация подстанций и аварийных режимов работы. Если на участке случился обрыв или другая нештатная ситуация, подключение к резервной линии происходит автоматически;
  • интеллектуальная система приборов учёта. Умные счётчики передают сведения о потреблении в режиме реального времени;
  • система оперативно-технического управления сетями предполагает создание единых центров управления.
Внедрение умных сетей позволит снизить количество и длительность отключений, сократить потери электроэнергии.
    Повышение качества взаимодействия с потребителем
    Взаимоотношения между потребителями и компанией должны быть максимально простыми и удобными двум сторонам. Клиенту нужно быстро передать показания приборов учёта и оплатить квитанции. Компании — своевременно получать информацию от абонентов.

    Пока интеллектуальные счётчики устанавливают лишь в Москве, передавать сведения большинству клиентов приходится по старинке. Поэтому важно выстроить взаимодействие так, чтобы любой клиент сумел легко справиться с этой задачей. В этом помогут специализированные приложения на планшеты и смартфоны. Они напомнят о том, что пора внести показания или оплатить счёт.

    Ещё один важный аспект — своевременное предупреждение потребителей о вероятных отключениях электроэнергии и уведомления о ремонтных работах. Это также возможно сделать в виде оповещений в приложении либо смс-сообщениях.
    Контроль и управление персоналом
    Для эффективной работы компании необходимо организовать грамотное управление персоналом. В этом также помогут современные технологии:
    • диспетчерский пульт с возможностью передачи данных о вызове на рабочие смартфоны выездных бригад;
    • система автоматического уведомления заинтересованных лиц о происшествиях. Инженерному составу направляются оповещения, если на объекте произошла нештатная ситуация;
    • система мониторинга показателей объектов электроэнергетики в режиме реального времени для руководящего персонала. В любой момент руководитель может со смартфона либо компьютера получить информацию о техническом состоянии объектов своей зоны ответственности.
      Внедрение аналитических технологий и умных систем позволит в будущем снизить издержки и технические потери, повысит эффективность и скорость принятия управленческих решений. Цифровизация позволяет контролировать более сложные системы, развивать новые технологии и осваивать новые рынки.